После большого количества вышедших, типичных глобальных (grand) стратегий игроки наверняка считают, что средневековый мир значительно легче покорить при помощи острейших мечей, тактического гения или устрашающего топота стремительно бегущих военных слонов, чем посредством смекалки и продажи отороченных мехом одеяний. Однако в реальности именно торговля, не кровопролитная война выточила фундаменты многих вошедших в историю цивилизаций. Grand Ages: Medieval выдаёт вам роль лорда-торговца, живущего и действующего в раннем Средневековье, и ставит перед вами сложную, но чрезвычайно интересную задачу — распространить ваше влияние по всему земному шару посредством исследования, экономического развития, ну и военной мощи, если вам такое варварство по душе.

Вы начнёте игру с одним владением, совершенно непритязательным поселением, из которого, правда, может “произрасти” охватывающая целый континент империя. Каждый город в Medieval может специализироваться в создании пяти продуктов — они разнятся от таких простых, но, безусловно, полезных товаров, как пшеница и рыба, до хорошо сделанной одежды и драгоценностей. Загвоздка в том, что ни один город не может развиваться и становиться процветающим только на товарах, которые он сам производит. Когда вам понадобится, например, еда для вашего населения, инструменты для создания новых зданий или ключевые ресурсы, необходимые для производства комплексных товаров, вам придётся выстраивать благоприятные торговые отношения с близлежащими поселениями для того, чтобы обеспечить собственные владения всем тем, что им требуется.



Сделать это без торговцев, естественно, не получится. Вы получаете только одного купца за каждый город, поэтому они сразу же становятся чрезвычайно ценным ресурсом — совершив ошибку в их торговом маршруте и, скажем, отправив их продавать дерево в город с примерно тремя сотнями лесопилок, вы потеряете не только собственное время, но и большую часть ваших средств. Чрезвычайно важно понять, на каких товарах вам стоит акцентировать внимание, выявлять дефицит и нехватку и беспощадно использовать всё это в ваших собственных интересах. В игре также можно воплощать и наслаждаться совершенно коварными планами: например, основывать города прямиком рядом с конкурентами и медленно изгонять их из бизнеса, предлагая покупателям чрезвычайно дешёвые товары, однако в большем количестве, пока соперникам не останется иного выбора, кроме как принять предложение присоединиться к вашей империи.

По большей части, в игре достаточно понятно, на что тратятся ваши деньги и откуда приходят доходы. Вы сможете проверить каждый город и торговый путь, чтобы увидеть, приносят ли они доходы. Также в игре вообще довольно просто выяснить, в чём именно ваша экономика слаба и после принять шаги и меры в попытке исправить эти недочёты. Правда, некоторые вещи и моменты всё же тут раздражают: хотелось бы, чтобы был более понятный анализ затрат на производство, так как игра нынче старается объединять это всё на экране баланса. Другая проблема заключается в том, что улучшение караванов торговцев без нужды утомительно: вам приходится создавать новые повозки в городе, посылать туда же торговцев и затем вручную добавлять телеги в их караван. Этот момент нарушает в остальном чрезвычайно плавный геймплей, и из-за того, что вы можете построить только пять телег одновременно, отнимает у вас слишком много времени на заполнение каравана.



Это относительно мелкие недочёты, и в целом интерфейс и презентация Medieval делают игровую экономику, которая во многих похожих играх способна вызвать головную боль, интуитивной и доступной. Разработчики нашли правильный баланс между автоматизацией игрового процесса и ручным контролем: вы можете позволить торговцам самим решать что они будут приобретать и продавать, однако, если вы хотите настроить их торговлю, то есть возможность приказать им нацеливаться на специфические товары и населённые пункты. Улучшение ваших городов, дорог и торговых портов просто и приятно, а медленное расширение на прекрасно выглядящей 3d карте Европы, в ходе которого вы будете поглощать конкурентов и нейтральные города, — это чрезвычайно любопытное и, можно даже сказать, релаксирующее занятие. Словом, создание простирающейся на весь континент, меркантильной империи, которая полагается на свои собственные, скажем, шелка и солёные припасы, а не на копья и мечи, — это неподдельно увлекательный и захватывающий опыт.

Несмотря на то что в игре и присутствует боевая система, ей не хватает как глубины, так и интересных идей. Это, правда, не совсем отчётливый минус: вместо того чтобы попытаться превзойти Total War на её собственной территории, разработчик Gaming Minds, возможно, принял разумное решение, чрезвычайно упростив битвы и сделав их совершенно необязательными. В игре присутствует несколько разных юнитов, каждый из которых занимает одно из трёх мест в рамках обычной тактической структуры камень-ножницы-бумага (лучники, конница, копейщики), знакомой фанатам RTS, однако в целом сторона с наибольшей армией будет выигрывать схватки и конфликты. Вы просто указываете вашим силам на близлежащий вражеский город или юнит, и они отправляются выполнять ваш приказ и сражаться автоматически.



Нехватка глубины в сражениях приводит также к тому, что, как только вы вылепили достаточно неплохую экономику, становится практически нечего делать, кроме как одним глазом следить за вашими городами, временами что-то улучшая и меняя торговые пути купцов, чтобы увеличить доходы. Присутствует, конечно, довольно захватывающая кампания, действие которой происходит посреди интриг и политики двора Константинополя, однако она в целом является расширенным туториалом, помогающим вам освоиться с основными механиками игры. Другая основная проблема заключается в том, что, не считая нескольких юнитов, которые могут быть рекрутированы только в определённых зонах, здесь очень мало что отличает каждую новую игру от вашей последней. Здесь нет фракций как таковых, а торговые ресурсы — всё те же, где бы вы не начали на карте мира. В Medieval достаточно весело добиваться экономического доминирования над соперниками, однако, как только вы обучитесь и усвоите все её основы, нехватка глубины и детальности вряд ли сподвигнет вас возвращаться в неё обратно.

Grand Ages всегда была довольно специфичной серией, и это не изменилось в Medieval. При этом новая часть всё же определённо является наиболее доступной игрой в серии на данный момент. Механики торговли достаточно интуитивны и вряд ли вызовут у игроков замешательство, в то же время они комплексные настолько, чтобы всячески поощряют микроменеджмент и возню с торговлей. Чрезвычайно простая боевая система и нехватка разнообразия, правда, означают, что под конец игра начинает очень тяжело выдыхаться. Всё же, если вы ищете игру с более спокойным подходом к завоеванию мира, то Medieval — крепкий выбор и, скорее всего, сможет занять на недолгое время.
| Теги: обзор grand ages medieval, Рецензия